ЧТО НУЖНО ФЕРМЕРАМ И МИКРОБИЗНЕСУ ДЛЯ МАРКИРОВКИ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 25.03.2021

Старт обязательной маркировки начался 20 января 2021 года, пока предприниматели готовятся внедрять технологии. Для КФХ, которые торгуют напрямую или через розницу, сделали серьёзную отсрочку — маркировать товары их обяжут лишь с 1 декабря 2022 года. Но до этого времени заказать коды маркировки и отладить интеграционные решения можно бесплатно.

Если фермер реализует продукцию через розницу и при этом выпускает её сроком годности до 40 дней, то готовность к маркировке должна быть раньше — с сентября 2022 года. Это необходимо, чтобы передать универсальный передаточный документ (УПД) по объёмно-сортовому учёту. В дальнейшем при отгрузке в розничные точки фермер работает только с объёмно-сортовым учётом.

Стоит отметить, что продукция весом до 30 г нетто, питание для детей до трёх лет или специальное и профилактическое питание по новым правилам не маркируются.

Чтобы полноценно начать работать, фермеру нужно:

потребовать усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), потому что подтверждение операций — от заказа кода маркировки и до отчёта о нанесении — подтверждается в первую очередь юридическими инструментами. Если подпись уже есть и оформлена на гендиректора компании или человека, который владеет ИП, можно смело ею пользоваться. Если нет, загляните в реестр аккредитованных компаний. Подпись можно получить там и оформить на себя или компанию;
зарегистрироваться в личном кабинете на сайте ЦРПТ и заполнить профиль;
заключить договор с оператором ЦРПТ. Стандартный типовой договор есть на сайте организации;
описать свою продукцию в каталоге маркируемых товаров и заполнить карточку того товара, который в дальнейшем будете маркировать;
заказать коды и нанести их на товар;
при оптовой продаже сформировать УПД при помощи электронного  документооборота. Если продажа розничная, то нужно вывести товар из оборота при помощи онлайн-кассы.
Что нужно для работы и во сколько это обойдётся?

УКЭП. У многих компаний она уже есть. Если её всё-таки нет, то получить её не займёт много времени. Средняя стоимость — 3 тыс. руб.;
принтер этикеток. Рынок может похвастаться обилием моделей принтеров. В среднем хорошее устройство стоит от 12 тыс. руб. и стандартно выпускает 2-3 тыс. этикеток в сутки;
2D-сканер штрих-кодов. Поскольку для фермеров и КФХ не характерен большой объём выпуска продукции, будет достаточно только базового принтера. Если же вы сканируете товар на кассе, чтобы продать в собственной розничной точке, это уже не малый бизнес, а скорее переходящий в средний — в таком случае эксперты ЦРПТ рекомендуют приобрести 2D-сканер. Его минимальная цена — от 3,5 тыс. руб.;
онлайн-касса. Она нужна для собственной розничной точки. Для работы с маркировкой у операторов фискальных данных есть разработанное программное обеспечение (ПО). Нужно лишь проверить, установлена ли у вас его актуальная версия. Если она старая, то необходимо обновить — сервис, который обслуживает работу кассы, делает это бесплатно;
электронный документооборот и сервис ЭДО.Лайт для малого бизнеса. Он необходим, если вы отгружаете товары партиями в конкретные магазины, используется в основном при оптовых продажах. Если фермер продаёт товар напрямую конечному потребителю, то электронный документооборот ему не нужен. Сервис абсолютно бесплатный;
обновление ПО. Как правило, фермеры выпускают небольшой объём продукции, и документооборот у них небольшой. В таком случае ПО и надстройки в других учётных системах не нужны, достаточно использовать личный кабинет, весь функционал маркировки доступен там бесплатно.
Минимальная стоимость всего оснащения — 3,5 тыс. руб., если у вас есть всё оборудование и нужен лишь 2D-сканер. Если предприятие нулевое, закупить оборудование и наладить работу будет стоить 18,5-20 тыс. руб.

Какое оборудование нужно использовать?

Эксперты ЦРПТ подчёркивают, что здесь важен процесс сериализации. Проще говоря, бизнес в современных реалиях предполагает иметь всё в электронном виде и уметь работать с электронными базами данных. Для этого и необходимо современное оборудование:

1) Принтер этикеток. Компактный, небольшой, занимает мало места и обладает высоким качеством печати. Из других очевидных плюсов: доступны широкий ряд моделей и расходные материалы.
Работая с принтером, вы заряжаете ленту этикеток, на них печатаются Data Matrix коды. Уже сейчас некоторые вендоры предоставляют принтеры с плагинами (дополнительным ПО), которые позволяют печатать Data Matrix коды прямо из личного кабинета. Оттуда они выгружаются в формате картинки и отправляются на печать.

С помощью плагина можно не только напечатать, но построить шаблоны. Для этого нужно зайти в личный кабинет, заказать код маркировки и отправить его печататься на этикетку. На выходе вы получаете обычную этикетку, с которой уже привыкли работать.

2) Ручной аппликатор. Необходим, если у вас небольшой объём производства. В него заряжается лента распечатанных этикеток, и затем вы вручную наносите их на продукцию. Стоимость такого аппликатора — 4-5 тыс. руб.

По словам экспертов ЦРПТ, маркировка для фермеров и малых предприятий — «простой инструмент, который легко внедрить». Специалисты продвигают  такие «коробочные» решения, потому что сами фермеры с одной лишь инструкцией могут внедрить и оборудование, и программное обеспечение, при этом им не нужно пользоваться силами подрядных организаций и переплачивать за их работу. Приобрести инструкции можно по 100% предоплате и с учётом ежемесячного отчисления, связавшись с представителями ЦРПТ.

https://agrobook.ru/blog/user/margarita-shehovcova/chto-nuzhno-fermeram-.